Фундаментальные барьеры традиционных систем
При переходе к религиозным системам мы видим, как откровения и историко-церковный опыт затмевают возможности рационального анализа. Религия оперирует иными законами, находясь в тесном союзе с духовной сферой, и её догмы неподвластны критическому осмыслению разума. Это особенно заметно в ортодоксальном подходе, где каждая концепция воспринимается как результат священного откровения, что ещё раз подчеркивает недоступность таких идей для объективной проверки.
И, наконец, даже строгий рационализм, один из самых современных методов познания, порой оказывается в ловушке своих же понятийных ограничений. Стремясь дедуктивно вывести сущность бытия, наука зачастую оказывается перед дилеммой: либо логически сводить бытие к абстрактным понятиям, либо создавать иллюзию понимания, не затрагивая настоящего опыта. Такой диссонанс между отвлечённым мышлением и жизненной сущностью подталкивает нас к осознанию: никакая система знаний не способна полностью охватить вселенную истины.
Подводя итоги, можно смело утверждать, что в каждом из традиционных подходов скрыта своя сила, но и свои ограничения. Путь к истинному пониманию требует не только глубокого анализа, но и смелости выйти за рамки принятых догм, чтобы коснуться живой, пульсирующей реальности.
Почему традиционные системы знаний — религия, философия и наука — не способны предоставить концепции, выдерживающие критический анализ разума?
Традиционные системы знаний ограничены в возможности сформулировать концепции, выдерживающие критический анализ разума, именно потому что их методологические основы пронизаны внутренними предпосылками, опирающимися на веру, откровение или ограниченные рамки дедуктивного мышления.
Во-первых, философия, как отмечено в источнике, исходно базируется на стремлении к познанию Истины, однако все философские школы неизбежно предъявляют требования веры к своим утверждениям. В одном из цитируемых материалов сказано:
"ФИЛОСОФИЯ всегда видела благо в познании Истины. (...) Поэтому все философские школы и направления никогда не поднимались выше требования веры своим утверждениям, то есть своей истине, своему пониманию блага. При этом дистанция, отделяющая понимание блага в одной системе от того же в другой, часто оказывалась бесконечно великой: от апатии до наркотиков, от духовного до плотского, от вечного до сиюминутного. И не было и нет никакой возможности проверить истинность любого из этих пониманий, тем более что и сама идея истины, а с ней и блага, после долгих исканий и доказательств уже не раз вообще объявлялась псевдопроблемой." (источник: https://otci.eu/w/16355 , страница 31).
Во-вторых, религиозное знание опирается не на рациональный анализ, а на откровение и специфический историко-церковный опыт. Это означает, что его концепции не поддаются критическому рациональному анализу, поскольку они вне сферы проверки разума:
"Наконец, РЕЛИГИЯ (в данном случае речь идет о ПРАВОСЛАВИИ), которая не есть ни наука, поскольку объектом ее постижения является совершенно иной мир - мир духовный, ни философия, так как существо религии - в особом духовном, а не рациональном постижении Бога. Православие, как и любая религия, в своем свидетельстве о благе апеллирует непосредственно к Откровению (...) что еще раз подчеркивает невозможность для разума критически проверить и верифицировать базовые догмы религиозных знаний." (источник: https://otci.eu/w/16356 , страница 34).
В-третьих, науки и рационализм, несмотря на свою строгость в методах дедукции и анализа, часто не могут выйти за рамки своих понятийных ограничений. Попытка вывести из разума учение о бытии приводит либо к его логической фиксации, либо к иллюзии, что лишает концепции истинного основания:
"Если объект обусловлен субъектом (разумом, ...) ни одна из существующих теорий познания не разрешает проблемы об отношении мышления к бытию. Все они либо совершенно уничтожают бытие, либо принимают за него нечто, на него совсем не похожее." (источник: https://otci.eu/w/16357 , страницы 295-296).
Наконец, диссонанс между отвлеченным мышлением и сущностным опытом также приводит к тому, что понятия, формируемые традиционными системами, остаются внутри условностей и относительности. Как отмечено:
"Для одного отвлеченного мышления существенное вообще недоступно. Только существенность может прикасаться существенному. Отвлеченное мышление имеет дело только с границами и отношениями понятий." (источник: https://otci.eu/w/16358 , страница 3).
Таким образом, каждая из традиционных систем — философия, религия и наука — оперирует в рамках своих методологических границ, которые либо делают их опорой на веру и откровение, либо сводят бытие к ряду абстрактных понятий, что лишает их возможности предоставить универсальные концепции, способные выдержать строгий критический анализ разума.
Supporting citation(s):
"ФИЛОСОФИЯ всегда видела благо в познании Истины. (Она имеет историю гораздо большую, чем наука, и потому уже не раз на вершинных взлетах и в периоды кризисов свидетельствовала о том, что она может дать человечеству.) Поэтому все философские школы и направления никогда не поднимались выше требования веры своим утверждениям, то есть своей истине, своему пониманию блага. При этом дистанция, отделяющая понимание блага в одной системе от того же в другой, часто оказывалась бесконечно великой: от апатии до наркотиков, от духовного до плотского, от вечного до сиюминутного. И не было и нет никакой возможности проверить истинность любого из этих пониманий, тем более что и сама идея истины, а с ней и блага, после долгих исканий и доказательств уже не раз вообще объявлялась псевдопроблемой." (source: https://otci.eu/w/16359 , page: 31)
"Наконец, РЕЛИГИЯ (в данном случае речь идет о ПРАВОСЛАВИИ), которая не есть ни наука, поскольку объектом ее постижения является совершенно иной мир - мир духовный, ни философия, так как существо религии - в особом духовном, а не рациональном постижении Бога. Православие, как и любая религия, в своем свидетельстве о благе апеллирует непосредственно к Откровению (вопрос о его достоверности отдельный) и к церковно-историческому (соборному) опыту богопознания." (source: https://otci.eu/w/16360 , page: 34)
"Если объект обусловлен субъектом (разумом), если в нем разум узнает свою собственную природу, то, очевидно, в нем нет ничего безусловного, нет бытия в себе, истинно сущего. Рационализм или пытается дедуцировать из разума, из понятий учение о бытии, причем непозволительно логизируется бытие, или совершенно устраняет бытие и приходит к иллюзорному, или принимает за бытие что-то кажущееся, условное. Итак, ни одна из существующих теорий познания не разрешает проблемы об отношении мышления к бытию. Все они либо совершенно уничтожают бытие, либо принимают за него нечто, на него совсем не похожее. Как же быть? Из удушливой темницы рационализма нужно выйти на свежий воздух, на простор живого бытия." (source: https://otci.eu/w/16361 , pages: 295-296)
"Для одного отвлеченного мышления существенное вообще недоступно. Только существенность может прикасаться существенному. Отвлеченное мышление имеет дело только с границами и отношениями понятий." (source: https://otci.eu/w/16362 , page: 3)
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/16363)
https://ekzeget.ru/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/stih-9/5/
https://fleetphoto.ru/photo/202111/?top=1&lang=en
https://dengi.ua/finance/9751539-kurs-valyut-na-3012025
https://ksonline.ru/560818/po-porucheniyu-mera-novosibirska-v-pravoberezhe-otkrylsya-tsentr-reabilitatsii-uchastnikov-svo/
https://riastrela.ru/p/180185/
https://www.tazabek.kg/news:2225027?from=eco&place=nowread
https://rutube.ru/video/e8689acd5cbdac65b416de45ea977678/
https://lavra.ua/namestnik-lavry-sovershil-voskresnye-bogosluzheniya-2/
https://www.blagovest-riga.lv/index.php?route=product/product&product_id=31842
http://government.ru/news/54381/
Komentāri
Ierakstīt komentāru